Многие, кто ещё не погрузились в мир мотоспорта, изначально не видят разницы между этими двумя направлениями. Хотя они есть, и важно изначально разобраться в этом вопросе и понять, что для вас будет ближе.
Маленькая подсказка - наша школа RRGmoto обучает по направлению «Мотокросс», и вы уже можете предположить - к чему мы расположены. Но… Мы рассмотрим этот вопрос с различных и оптимальных сторон.
Так давайте все-таки разберём этот момент и поймем - что это такое и в чем разница?
Основное различие между кроссом и эндуро состоит в том, что кросс предназначен исключительно для спортивной езды. Тренировки проходят на специально созданных закольцованных трассах, много скоростных участков и трамплинов для прыжков. Суть тренировок сводится к быстрому прохождению всей трассы - режим езды, как правило, это резкое ускорение в полный газ и эффективные торможения перед поворотами, на трамплинах гонщикам приходится высоко вылетать и, соответственно, точно и верно приземляться. Гонки на мотокроссе по сложным скоростным трассам привлекают как зрителей, так и участников.
В случае с эндуро мы имеем дело с более широким применением - именно поэтому эти мотоциклы оснащены указателями поворота и фарами (которых на кроссовых обычно нет, хотя и бывают исключения). Данная дисциплина предполагает езду по бездорожью с наличием различных элементов - бревна, валуны, камни, горы, узкий мостик и прочее. Да, верно, это может быть и просто естественный рельеф природной лесной зоны. Неизвестный маршрут, длинная протяженность, необходимость местами как и ускорится, так и аккуратно преодолеть препятствие на низкой скорости. Суть тренировок сводится к уверенному прохождению всех этих препятствий, показывая навыки владения мотоциклом, физическую подготовку и готовность прохождения всех трудностей.
На начальном уровне обе дисциплины опираются на единую базу навыков. Кроссмены и эндуристы отрабатывают стойку, прохождение поворотов, учатся грамотно ускорятся и тормозить, проходить различные участки. Базовый курс - это, как правило, 10 занятий, которых достаточно, чтобы освоиться с начальным управлением мотоцикла. Как раз на этом этапе, мы считаем, что стоит выбрать профессиональное место с трассой и начать обучение совместно с тренером, который максимально быстро, безопасно и профессионально обучит вас - то есть сначала лучше начать с кроссовой трассы.
После освоения базовых навыков у вас появляется выбор: продолжить тренироваться на кроссовом треке или отправиться покорять бездорожье. В большинстве случаев многие начинают совмещать дисциплины. Однако, спортсменов, которые отдают приоритет исключительно мотокроссу, гораздо меньше, чем предпочитающих эндуро. На любительском уровне именно эндуро дает больше возможностей реализовать спортивные амбиции, в то время как мотокросс требует дисциплины и постоянного совершенствования техники.
Специфика трассы
Для мотокросса трасса строится искусственно, в соответствии с установленными регламентами. Задействуется строительная техника, при необходимости завозится грунт, трасса закольцована, есть определенный набор прыжковых элементов. Протяженность не более 2 км.
В эндуро могут использоваться как искусственные препятствия, так и естественный рельеф. Их большая вариативность комбинаций - организаторы гонок, прокладывая маршрут, всякий раз оценивают соответствие количества и качества элементов для каждой категории участников. Протяженность трассы зависит от уровня соревнований и может достигать 40-60 км. Причем решающим показателем становится не протяженность трассы, а количество и плотность препятствий.
Физическая подготовка
В обоих случаях придется уделять внимание ОФП и кардионагрузкам.
Однако, в мотокроссе, необходимо откатать на пределе возможностей всю трассу за определений период времени - в среднем 10-20 минут, для чего нужна хорошая подготовка и хорошо развитые показатели выносливости.
В эндуро важно распределить силы на весь маршурт. Здесь сильно повышается уровень стресса благодаря повышенной концентрации внимания и необходимости адаптироваться к маршруту по ходу движения.
Различие мототехники
Это будет также важным фактором при выборе занятий. Кроссовый байк, в основном, максимально облегчен, отсутствуют многие элементы, подвески, предназначенные для прыжков, большой вынос вилки и многое другое. Для эндуро характерны более мягкие подвески, наличие защитных элементов, большой бензобак, фары и фонари и много других моментов, для комфортных тренировок и длинных маршрутов.
Так два направления мотокросса становятся по своему интересны каждому - они оба требуют хорошего навыка езды, смекалки, смелости и спортивного духа. Но наш выбор, как мы уже и говорили в начале, падает на Мотокросс, из-за многих его плюсов и выгодных позиций относительно эндуро. Кросс требует сложной, регулярной подготовки, является отличным вариантом спортивных тренировок для улучшения физических показателей и выносливости, адреналин, интерес для гонщиков и зрителей, спортивный драйв и красочность - мы все любим в нашем виде спорта, и безумно рады приобщать людей к миру Мотокросса.