21–22 июля 2012 года в Ивановской области на трассе Центра технических видов спорта «Семигорье» состоялся Гран-при России чемпионата мира по мотокроссу. Это был одиннадцатый этап из шестнадцати, заявленных в этом году в календаре FIM (международной мотофедерации).
Мото@Mail.Ru (ММ): «Ваше мнение о трассе?»
Месье Оливье, тренер французской команды КТМ: «В целом трасса интересная, но она больше подходит для младшего класса МХ2. Слишком короткие прямые, негде использовать весь потенциал моторов класса МХ1».
ММ: «Что вы скажете про этот этап?»
Дмитрий Паршин, известный российский кроссмен: «Трасса действительно тяжелая, уровень гонщиков высокий. С точки зрения организации все отлично».
ММ: «Насколько хорошо видна трасса, что понравилось, что нет?»
Александр из Нижнего Новгорода, зритель, кроссмен-любитель: «Честно говоря, трасса целиком не просматривалась. Трибун мало, вот если бы вокруг насыпали холмы, тогда всем все было отлично видно. А в остальном все на уровне, правда грязи после дождя было много на всех дорогах вокруг трассы, да и в самом паддоке».
ММ: «Как вам гонка? Что вы скажете про Евгения Бобрышева (самый результативный российский гонщик мирового уровня)?»
Антонио Кайроли, победитель российского этапа, пятикратный чемпион мира: «Все прошло отлично. А про Бобрышева я скажу, что он еще делает много ошибок, ему не хватает опыта».
ММ: «Ваше самое сильное впечатление от России?»
Месье Пьер, французский сотрудник центра мобильной медицины: «О, мы ужасно долго проходили таможню. Целых двенадцать часов. Да и вообще, дорога в Семигорье заняла очень много времени из-за пробок на всех ваших дорогах. Да и дороги у вас отвратительные. Зато девушки симпатичные».
ММ: «Как торговля?»
Сергей, продавец выездного мотомагазина: «Мы не только полностью компенсировали расходы на аренду точки в 20 тыс. руб, но уже и хорошо заработали».
ММ: «Понравилось соревнование?»
Сергей, тинейджер из Иваново: «Круто! Такие прыжки, полеты, прям когда стоишь у ограждения, земля дрожит. Столько красивых мотоциклов, много иностранцев. А еще Monster Energy (энергетический напиток) бесплатно раздавали».
Знаете ли вы, что в большинстве развитых стран мира мотокросс это популярная и коммерчески успешная дисциплина технического вида спорта? У нас, конечно, как всегда свой путь, но, как говорил прежний лидер, «процесс пошел». Медленно, правда, ведь первый раз в истории России чемпионат мира по мотокроссу приходил к нам в 2002 году. Для этого в подмосковном Дмитрове на территории Экстим-парка была построена интереснейшая трасса со всей инфраструктурой. Но ажиотаж вокруг дорогой земли привел к тому, что и трасса, да и весь комплекс вообще прекратил свое существование.
Честно говоря, я скептически относилась к предварительно заявленным организаторами 30 тысячам зрителей. Все-таки место находится далеко и от столицы, и от областных центров. Однако в основной день соревнований, в воскресенье, зрителей было очень много. По данным промоутера чемпионата, итальянской компании Youthstream, посмотреть на гонки собралось около 45000 человек. Любители мотокросса приехали со всей страны, заставив парковочные поляны своими разноцветными микроавтобусами, которые и возят мотоциклы и одновременно являются домами на колесах. Близость реки Волги с ее пляжем, также была приятным бонусом для всех, кто приехал заранее, а ведь некоторые разбили лагеря за несколько дней до начала соревнований, ведь в это время проходит самое интересное. Огромные трейлеры гоночных команд со специальным оборудованием превращаются в многоцелевые дома, разворачиваются походные госпитали, собираются металлоконструкции для пит-лейна, ставятся помосты для он-лайн телевидения. Снаружи гоночного трека начинают свою работу мотомагазины, аттракционы, точки питания. В общем, тихое место накрывает какой-то энергетический смерч, оставляющий после себя разноцветные конструкции.
Как выглядит гонка изнутри трека, куда вход открыт только для фотографов и видеоператоров со специальными пропусками? Вся трасса окружена секционным сеточным забором с коридором безопасности, на случай вылета мотоцикла с трека. За забором стоит оцепление из секьюрити. Внутри трассы дежурят пожарные, медики, а на каждом трамплине и повороте трека стоят несколько маршалов с предупреждающими флагами. Сбоку от трассы, но с отдельным входом, находится паддок — место для техники, там, где стоят мотоциклы, машины технической поддержки, автомойки. Рядовые зрители могли попасть в паддок, купив отдельные билеты. Ведь здесь можно сфотографироваться со звездами мотокросса, взять автограф. Правда, под конец дня уставшие от такого внимания гонщики прятались в своих командных шатрах.
Все мотоциклы попадают из паддока на трек через специальную палатку технического контроля, где комиссары сверяют маркировку, подтверждающую, что именно этот мотоцикл ранее прошел проверку на соответствие регламенту. Кстати, почти у всех гонщиков по два мотоцикла, на случай поломок. Там же смотрят на наклейку на шлеме, также получаемую при первичном контроле, где один из критериев — год выпуска шлема (не старше двух лет). Через эту палатку механики команд закатывают запасные колеса и топливо для своих команд. Пит-лейн — такое место, куда спортсмен во время гонки заезжает на заправку, а в некоторых случаях и для замены колес или решения какой-нибудь технической проблемы. На первом этаже пит-лейна в открытых боксах стоят мониторы реального времени прохождения кругов. Ориентируясь на показания которых, члены команды пишут на табличках для своего спортсмена информацию: какой он в гонке, сколько до лидера, сколько осталось до конца. Один заезд длится 35 минут, и при длине трека в 1510 метров гонщики проезжают его меньше, чем за 2 минуты, а ведь на нем около двадцати препятствий: трамплины, волны ритм-секций и много крутых поворотов.
В субботу с раннего утра у гонщиков начались тренировочные и квалификационные заезды. Конечно, это еще не главная гонка, но, тем не менее, борьба в них уже есть, ведь по результатам определяется место гонщика на старте. А выгодное место это частичка будущей победы. Но помимо тренировок в этот день проходил еще и первый заезд европейского чемпионата UEM ЕМХ250, проводящийся параллельно с этапом чемпионата мира.
К началу первого заезда чемпионата Европы дождь, до этого моросивший время от времени, превратился в настоящий ливень. Так что песочно-глиняная трасса стала очень грязной и скользкой. Начались многочисленные падения, и это у спортсменов весьма высокого уровня. Да и симпатичные девочки Go-go в фирменной одежде Monster Energy, показывающие таблички со временем до старта, явно буксовали в грязи в своих сапожках на высоких каблуках. А еще из-за грязи отказала стартовая машина, и 6 гонщиков ЕМХ250 не смогли пересечь стартовую линию со всеми. Поэтому судьями было принято решение о перезаезде, а машинка тщательно промыта от грязи. По итогам двух заездов, а второй состоялся в воскресенье с самого утра, в ЕМХ250 тройка лидеров следующая: Mel Pocock (Великобритания, Yamaha), Stefan Kjer Olsen (Дания, Yamaha), Mike Kras (Нидерланды, Suzuki). Россияне Всеволод Брыляков и Максим Назаров вошли в десятку, заняв шестое и восьмое места соответственно.
Ну а дальше в это воскресное утро, порадовавшее всех отличной солнечной погодой, началась главная интрига чемпионата. Как в классе МХ2 (где объем двигателя не превышает 250 см3) так и в МХ1 (объем двигателя до 450 см3). В классе МХ1 ехал наш лучший гонщик Евгений Бобрышев, в начале этого года занимавший в рейтинговой таблице чемпионата лидирующие позиции, но из-за травмы и нескольких неудач с техникой немного уступивший позиции. В первом заезде Евгений финишировал на шестом месте из-за несколько неудачного старта. Во втором заезде ситуация со стартом повторилась, но благодаря поддержке зрителей, громко болевших за него, он сумел пробиться на пятую позицию. Приятным подарком Евгению был приз в 1000 евро от российского организатора этапа «Инвестторгбанка».
В MX1 Antonio Cairoli (Италия, КТМ) выигравший свой 49 Гран-при был непобедим и, даже несмотря на падение во втором заезде, он все равно за несколько кругов до финиша обошел лидера гонки Clement Desalle (Бельгия, Suzuki), воспользовавшись его ошибкой. В итоге Desalle второй, Ken de Dycker (Бельгия, КТМ) третий.
Ситуация в МХ2 складывалась вовсе без захватывающей борьбы, Джеффри Herlings (Нидерланды, Red Bull KTM) прямо со старта в обоих заездах не оставил никому ни одного шанса. Это его 13-я в карьере победа на этапах чемпионата мира.
Особенно приятно, что зрителям не приходится долго ждать награждения, гонщики сразу после финиша второго заезда (результат идет по сумме обоих заездов) выезжают на подиум. Ведь все результаты определяются в режиме реального времени, благодаря электронной системе засечки. Надо отметить, что чемпионат мира придет к нам и в следующем году, ведь право на проведение российских этапов принадлежит центру технических видов спорта «Семигорье».
EMX250 первая десятка:
1. Mel Pocock (GBR, Yamaha), 50 points;
2. Stefan Kjer Olsen (DEN, Yamaha), 44 p.;
3. Mike Kras (NED, Suzuki), 40 p.;
4. Alessandro Battig (ITA, Yamaha), 32 p.;
5. Brian Bogers (NED, KTM), 31 p.;
6. Vsevolod Brylyakov (RUS, KTM), 28 p.;
7. Ludovic Brevers (BEL, Yamaha), 23 p.;
8. Maxim Nazarov (RUS, KTM), 22 p.;
9. Jeremy Seewer (SUI, Suzuki), 20 p.;
10. Maxime Desprey (FRA, Kawasaki), 18 p.
MX1 первая десятка:
1. Antonio Cairoli (ITA, KTM), 50 points;
2. Clement Desalle (BEL, Suzuki), 42 p.;
3. Ken de Dycker (BEL, KTM), 42 p.;
4. Christophe Pourcel (FRA, Kawasaki), 36 p.;
5. Evgeny Bobryshev (RUS, Honda), 31 p.;
6. Rui Goncalves (POR, Honda), 28 p.;
7. Gautier Paulin (FRA, Kawasaki), 28 p.;
8. Kevin Strijbos (BEL, KTM), 25 p.;
9. Jonathan Barragan (ESP, Honda), 24 p.;
10. Tanel Leok (EST, Suzuki), 23 p.
MX2 первая десятка:
1. Jeffrey Herlings (NED, KTM), 50 points;
2. Tommy Searle (GBR, Kawasaki), 42 p.;
3. Jeremy van Horebeek (BEL, KTM), 42 p.;
4. Joel Roelants (BEL, Kawasaki), 34 p.;
5. Jake Nicholls (GBR, KTM), 34 p.;
6. Jordi Tixier (FRA, KTM), 30 p.;
7. Arnaud Tonus (SUI, Yamaha), 23 p.;
8. Dylan Ferrandis (FRA, Kawasaki), 23 p.;
9. Glenn Coldenhoff (NED, KTM), 22 p.;
10. Jose Butron (ESP, KTM), 21 p.