Мой путь к мотокроссу не был прямым автобаном, скорее, он напоминал то, что называют дорогой в захолустном райцентре. А начиналось все так. Возникшее в юности увлечение двумя колесами со временем не ослабло, а даже наоборот. Отъездив много лет на всяких дорожно-туристических Ижах, Явах, Хондах, я считала себя ну не гуру, но весьма продвинутой мотоциклисткой. И как же жестоко рухнула в грязь моя уверенность в этом при первом же выезде на кроссаче на скользкую мотокроссовую трассу.
 

 
Как такового тренера при этом не было, всего лишь группа более опытных товарищей. Сейчас я понимаю, что таких же чайников. Повалявшись в колеях, заехав с третьего раза на трамплин, и классически навернувшись через руль, я решила что мотокросс — не мое. Что я — лошадка цирковая по кругу ездить и как клоун падать моськой в торт, пардон, грязь? Вот покататься по полям, лесам — другое дело. Однако, странное дело, и там полеты через руль продолжались, равно как и многочисленные навороты в колеях, падения всем тельцем в лужи и чавкающую жижу. Конечно, Бог сделал женщину из ребра Адама, единственной кости, лишенной мозга, но не иначе как озарением можно объяснить пришедшую ко мне мысль: «Хороший тренер уменьшит количество синяков и вообще не помешает».
 
Первым тренером, который дал мне базовые знания и помог закрепить их, стал Игорь Кириллович Артюх, опытнейший мотогонщик родом из СССР. К сожалению, тренироваться регулярно, хотя бы пару раз в неделю, у меня не получалось из-за детей, семейных обязанностей и работы. Так что покатушки по выходным где-нибудь по лесам и оврагам — вот что выходило в лучшем случае. Но, уже имея закрепленные на тренировках кое-какие навыки, ехать в бездорожье было куда проще и интереснее. Да и участие в этапах Чемпионатах России по эндуро, в ралли-рейдах и сложных туристических экспедициях так же добавляло опыта. 
 

 
Много лет прошло, но я до сих пор помню свой первый разрывной. Это была оросительная канава, гадко спрятавшаяся в поле. Мне, как мастеру по ориентированию, обычно все доверяют вести их по незнакомому маршруту и, поэтому все шишки падают на меня. Опускаю глаза в навигатор, поднимаю, и вижу трехметровую, а может и больше, канаву.  Скорость километров 60, тормозить поздно, пришлось добавить газу и прыгнуть. А никто из группы этого не повторил. Да уж, чего только со страха ни сделаешь.
 
Но на кроссовой трассе я продолжала быть овощем.  Хотя, что такое подбой, благодаря лесо-полевой практике освоила настолько четко, что видела подбойные кочки чуть ли не за километр. А еще по типу растительности понимала, какой грунт сейчас пойдет под колеса. Ну и научилась преодолевать всякие бревна, броды, лестницы, ну и болота, конечно. Ведь в нашей средней полосе без болот далеко не уедешь.
 

 
Следующим моим увлечением оказался лед. Езда по льду добавляет к чувству мотоцикла много новых составляющих. Это так интересно, когда смотришь вперед, но каждой клеточкой попы чувствуешь, что в данный момент происходит  под колесами. Цепляются ли они, скользят или вот-вот сорвутся в занос. В освоении льда, да и в понимании разных процессов, происходящих с мотоциклом, мне многое дал кроссмен старой школы Александр Новиков, мастер спорта из клуба ЦСКА, где до сих пор можно встретить легенд мотоспорта: Арбекова, Овчинникова, Тарабанько.
 
А дальше я попала на сборы мотошколы RRG, которые  вел Вячеслав Дементьев, чемпион СССР и дипломированный тренер. От него я также получила много новых и интересных знаний. Особенно мне запомнилась тактика для поворотов на рыхлом песке — «наклон и газ». Вроде два слова, но после этого песок перестал быть тяжелым препятствием.
 
Во время сборов обязательно есть несколько эндуро-выездов и там мне понравилась Славина тактика для перепрыгивания железнодорожных рельсов.  «Находишь место, где рельсы соединяются болтиком, и с этого стыка прыгаешь, как через бревно»- сказал он. Да уж, все гениальное просто.
 

 
Но моей главное любовью были и остаются горы. Именно в них мотоцикл становится единственным и неповторимым средством для перемещения и получения кайфа. В горах есть все: и красота природы, и потрясающие виды, и сложные маршруты. Как в песне Высоцкого про горы:
 
Кто здесь не бывал, кто не рисковал 
Тот сам себя не испытал
Пусть даже внизу он звезды хватал с небес
Внизу не встретишь, как ни тянись
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес.
 
А как же мотокросс? Да в лучшем виде. Сейчас ездить по полям-лесам-болотам мне совершенно не интересно и лишь мотокроссовые трассы и карьеры с их подъемами-спусками дают удовольствие от тренировок на них. Когда при этом есть тренер или опытные товарищи, у которых всегда есть чему поучиться —  вообще замечательно. Прыжки на трамплинах это тоже  что-то потрясающее, однако, мое обостренное чувство, назову его, скажем, осторожности,  разрешает мне прыгать только на небольших ровных трамплинах. Таких, которые всегда кидают правильно и не высоко. Оно же, это чувство, само закрывает газ, на крутом подъеме с деревьями, на серии волн и прочих страшностях. 
 

 
Что касается участия в мотокроссовых соревнованиях, то тут все непросто. Чтобы ехать по-настоящему, надо полностью освободить голову: забыть о планах на завтра и послезавтра и думать только о гонке. А  так как подобный  задор посещает меня не часто, то и победа не самое главное. Хотя в многочасовых соревнованиях по эндуро, где соперников обычно не видишь, так как все идут по своему графику, рулят стратегия и холодный расчет. И вот тут уже можно побороться.
 
К чему я  тут распиналась мемуарами на две страницы? А вот к чему. Хотите ездить в удовольствие, без синяков и травм? Начинайте с мотокросса — он база для любой внедорожной езды на двух колесах с моторчиком. С этой базой хоть в горы, хоть в ралли-рейд, хоть в экстремальный мототуризм. Жаль, что я это поняла не сразу.
 

 

5,766 - Просмотров